19 декабря 2022 г.

Обзор коробки Kia DCT

История автоматических коробок переключения передач в автомобиле начинается с гидромеханической классики. Автомобилей с такими агрегатами до сих пор больше других. Вариантов иных типов АКПП немного: это вариатор, робот с одним сцеплением и преселективная коробка с двумя сцеплениями. Каждая из них имеет много разновидностей как по выполняемым функциям, так и по производителям устройств.

Гидромеханическая АКПП

В классической АКПП сцеплением между двигателем и трансмиссией является гидротрансформатор. Кинематической связи между ними нет, поэтому переключение передач (как и сам ход машины) отличаются плавностью, что повышает комфорт при управлении транспортным средством. Однако из-за больших потерь мощности при проскальзывании дисков динамика разгона более вялая в сравнении с МКПП, а расход топлива заметно выше.

Вариатор

Его относят к бесступенчатой трансмиссии, хотя ступени у такой КПП, конечно, есть. Чем их больше, тем менее заметны переходы с одной передачи на другую. Вариатор весьма дорог в обслуживании, он не любит большие нагрузки (в том числе при резком старте), поэтому в крупные автомобили его не устанавливают.

Роботизированная коробка с одним сцеплением РКПП

По устройству она отличается от механической только тем, что операции переключения производятся роботом. С одной стороны, такой механизм исключает ошибки водителя, ведущие к преждевременному износу сцепления. С другой — уменьшает скорость переключений, повышает расход топлива и снижает плавность хода за счет ощутимых толчков.

Преселективная коробка с двумя сцеплениями

Преселективная коробка с двумя сцеплениями имеет два соосных вала — полый надет на монолитный. На каждом валу свои шестерни: один включает четные скорости, другой — нечетные. Конструкция системы такова, что переключение с одной скорости на другую происходит за доли секунды. За это время мощность, передаваемая на трансмиссию, практически не успевает потеряться и снова возрасти, как это происходит в МКПП и в АКПП. Такое решение дает целый ряд преимуществ, а именно:

  • быстродействие в переключении скоростей;
  • уменьшенный расход топлива;
  • отсутствие провалов в передаче тяги;
  • наличие ручного режима переключения скоростей.

Наиболее популярной преселективной коробкой, используемой европейскими автопроизводителями, является DSG — Direct Shift Gearbox (прямого включения передач), разработанная компанией LUK и BorgWarner. Ее называют еще «немецким роботом».

Корейская коробка DCT — Dual-Clutch Transmission (трансмиссия двойного сцепления), разработанная той же фирмой LUK, является, по сути, аналогом DSG. От немецкой она в основном отличается устройством актуаторов, переключающих скорости. Так, в DSG оно осуществляется гидравлическими исполнительными механизмами, в DCT — электромоторами. Актуатор — это специальный сервопривод, передвигающий синхронизаторы для включения и выключения передач и сцеплений.

Чем корейский робот лучше DSG?

Отличие в устройстве актуаторов обеспечивает более плавное переключение передач в DCT. В такой КПП, как и в DSG, трансмиссия подключается к ведущему валу через два сцепления. В обеих коробках они выполняются как в «сухом», так и в «мокром» исполнении. Последнее применяют в автомобилях с более высоким крутящим моментом (более 350 Н·м).

Автомеханики и владельцы авто часто отмечают более правильный подбор в DCT передаточного числа для первой скорости — он не дает при движении до 10 км/ч возможности переключения на повышенную передачу. Это существенно упрощает езду в «пробках» (нет переключений — нет и толчков) и продлевает общий ресурс трансмиссии.

Первым серийным автомобилем, оснащенным роботом DCT, стал Veloster компании Hyundai (2011 г.). Широко использует этих роботов в своих авто компания Kia, что, очевидно, и послужило причиной появления термина «коробка Kia DCT».

Типы коробок DCT Kia

В настоящий момент в модельном ряду преселективных роботов DCT Kia в эксплуатируемых в мире автомобилях можно встретить три модификации. Давайте вкратце рассмотрим каждую из них.

6DCT

Первой в семействе корейских преселективных коробок была 6DCT. Ее устанавливали на машинах Hyundai и Kia с крутящим моментом до 220 Н·м. Она существовала в двух моделях: D6GF1 и D6KF1. Ресурс 6DCT составляет ориентировочно 200 тысяч километров пробега. Сцепления часто требуют обслуживания (ремонта, замены частей) в период до 100 тысяч километров. Каждые 80 тысяч километров необходимо менять масло и трансмиссионный фильтр. Масло типа SAE 75W/85 заливается в эти коробки в объемах 1,9 и 1,6 литра соответственно.

Основными недостатками робота 6DCT были: отказ электронного блока управления из-за перегрева и неисправности сцеплений. Коробка могла производить рывки в начале движения, перестать включать все передачи.

7DCT

Коробка 7DCT появилась в 2015 году. Ее прогнозирумый ресурс остался неизменным — 200 тысяч километров, частота ТО — каждые 90 тысяч километров. Моделей выпущено три:

  1. Для ДВС до 1,6 л с крутящим моментом до 220 Н·м — D7GF1.
  2. Для ДВС до 2,0 л и моментом до 340 Н·м — D7UF1.
  3. Для авто с наиболее прочной трансмиссией — D7UF2.

В роботе 7DCT Kia были отработаны основные недостатки 6DCT, однако некоторые проблемы остались. В их числе — отказ одного из двух сцеплений и перегрев фрикционов при большой нагрузке на трансмиссию. Чем больше масса авто, тем выше риск получения указанных отказов (Kia Seltos, Kia Sportage).

8DCT

Это наиболее современный и отработанный вариант DCT третьего поколения с улучшенным охлаждением пакетов сцеплений. Максимальный крутящий момент, обрабатываемый коробкой, увеличился по сравнению с 7DCT в 1,5 раза. Так, в Kia Sorento четвертого поколения (2021 год) восьмиступенчатая DCT (мокрый картер) работает с дизельным ДВС мощностью 200 л. с. с крутящим моментом 440 Н·м. Ожидается, что робот 8DCT с мокрым картером станет более надежным, что неизбежно повышает цену его обслуживания.

Как проверить коробку DCT при покупке машины?

На российском рынке чаще встречаются машины с коробками 7DCT. Однако независимо от модели DCT и пробега авто при покупке стоит привлекать для диагностики профессионалов, оплатив эту услугу вместе с тест-драйвом. Важные моменты:

  1. Все передачи должны хорошо переключаться во всем диапазоне скоростей.
  2. Если через 10 минут драйва загорается лампа перегрева, значит, сцепления изношены или засорена трансмиссионная жидкость.
  3. Рывки, толчки, вибрация также свидетельствуют об износе сцепления.
  4. Если пробег авто более 50 тысяч, то нужно потребовать историю обслуживания авто в сервисе, что позволит увидеть частоту возникновения неисправностей сцепления.
  5. Авто с пробегом более 100 тысяч километров стоит покупать только при наличии гарантии производителя или сразу закладывать средства на предстоящий ремонт и обслуживание.

Ремонтопригодность

Ремонт корейских роботов DCT требует развития и совершенствования. Пока полноценным обслуживанием коробок Kia Sorento, Ceed, Seltos, Soul и Sportage занимается малое число официальных дилеров. В этой связи их ремонт стоит довольно дорого — от 70 до 150 тысяч рублей. Доступнее он станет при расширении парка таких авто и, как следствие, развитии сети авторемонта.

Стоит ли вообще брать машину с Kia DCT?

Многие российские автолюбители уважают корейские авто Kia/Hyundai за высокий комфорт езды и низкое потребление топлива. Если будущий владелец уверен, что финансовых проблем при обслуживании и ремонте робота DCT у него не возникнет, то брать такую машину можно смело, поскольку будущее именно за преселективными коробками с двойным сцеплением. Если речь про авто с пробегом, то покупку должна предварять тщательная проверка, описанная выше.

В наибольшей степени машины с 7DCT или 8DCT подойдут владельцам, часто использующих авто для междугородних поездок, в которых износ роботов минимальный, а экономия топлива — максимальная.

Заключение

Альтернативы преселективным роботам в плане развития техники от старого к новому в автостроении не просматривается. Остальные автоматические КПП устарели либо обладают существенными недостатками. В этом свете роботы DCT и DSG выступают как наиболее перспективные.